1418 дней. Именно столько дней продлился один из крупнейших кровопролитных военных конфликтов в мировой истории, получивший название «Великая Отечественная война» (1941-1945 гг.). Война, оставившая до сегодняшнего дня незаживающие раны в истории Беларуси и стран, которых постигла участь пройти этот нелегкий путь через невиданные в новейшей истории беды и потери.
Слово «Возмездие» с первых дней войны стало главной идеей советских граждан в ответ на совершенные и совершаемые преступления немецкой армии в подконтрольных ей районах. В вышедшем 245 выпуске советской газеты «Правда» от 4 сентября 1941 года было заявлено: «...Весь советский народ клянется кровью замученных немецко-фашистскими мерзавцами советских граждан — не давать никакой пощады кровожадным гитлеровским бандитам. Смерть за смерть! Кровь за кровь!..».
Советское правительство, получавшее сведения из различных источников о действиях немецких войск на оккупированных территориях, через Народный Комиссариат Иностранных дел (НКИД) стало заявлять по дипломатическим каналам о чинимых зверствах. Начавшийся разрыв дипломатических отношений между СССР и Германией повлиял на принятие Советом Народных Комиссаров (СНК) СССР Постановления № 1798-800с от 1 июля 1941 года «Об утверждении положения об военнопленных» состоящего из семи глав и предусматривающего контакт советских властей с Международным комитетом Красного креста и Красного полумесяца. Структурно постановление, принятое СНК большей своей частью, соответствовало Гаагской (1907) и Женевской (1929) конвенциям.
Нота Кремля от 17 июля 1941 года переданная через шведское правительство Германии, выражала желание исполнения и выполнения всех положений Гаагской конвенции на условиях взаимности. Однако 25 августа 1941 года Германия дала отрицательный ответ на обращение СССР.
Первым документом, заявившим о сложившейся ситуации с военнопленными, стала нота «О возмутительных зверствах германских властей в отношении советских военнопленных» народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова от 25 ноября 1941 года, направленная дипломатическим ведомствам стран, с кем Советский Союз поддерживал отношения. В тексте документа подробно описывались и изобличались факты преступлений германских властей в отношении захваченных солдат и офицеров Красной Армии на протяжении всего фронта.
Вторая нота советского правительства «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях» от 6 января 1942 года направленная В.М.Молотовым правительствам и миссиям стран, не воюющим с СССР, отображала складывающуюся обстановку происходившего террора при гитлеровском режиме, информировавшая общественность не только о жестокости, разбое, угнетении и массовом истреблении советского народа, но и об уничтожении в огромных масштабах культурных ценностях страны, имущества крестьянского и городского населения. В ней также было заявлено о непоколебимой уверенности правительства СССР в освободительной борьбе за свободу и права народов, проживающих не только на территории Советского Союза, но и всех свободолюбивых народов мира и возложении всей ответственности в бесчеловечных действиях немецких войск на правительство Германии.
Идея возмездия советского народа подразумевала справедливый суд над преступниками, ответственными за грабеж, убийства, уничтожение городов, деревень и сел, колхозов и народного хозяйства, предприятий промышленности, объектов культурного значения.
20 июля 1942 года через докладную записку к секретарям ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву, Г.М. Маленкову, А.С. Щербакову и наркому иностранных дел В.М.Молотову обратился начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александров об учреждении «Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию зверств, насилий и других преступлений, совершаемых германской армией на территориях, временно захваченных советских районов и учету ущерба нанесенного немецко-фашистскими войсками населению СССР и Советскому государству» (ЧГК).
Доказывая необходимость создания такой комиссии, Г.Ф. Александров обратил внимание на неорганизованный и «кустарный» процесс учета и сбора материалов проводимого местными исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся, плановыми организациями, Народным комиссариатом здравоохранения, Союзом архитекторов, Комиссией по истории Отечественной войны, Институтом материальной культуры, Историческим музеем и другими организациями.
ЧГК была создана Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года. В ее состав вошли: Н.М. Шверник (председатель), академики — И.Н. Бурденко, Б.Е. Веденеев, Т.Д. Лысенко, Е.В. Тарле, И.П. Трайнин, Митрополит Киевский и Галицкий Николай, А.А. Жданов, В.С. Гризодубова, А.Н. Толстой.
ЧГК надлежало проводить подробный учет следующих фактов: убийств, насилия и насильственного угона советских граждан на каторжные работы в Германию; ущерба, причиненного населению СССР путем разрушения домов и иных построек, расхищения и уничтожения имущества, запасов продовольствия, наложении на население всяческих штрафов, налогов и других видов финансового обложения; ущерба, причиненного государственным предприятиям и учреждениям, размещавшимся на территории Советского Союза; ущерба, причиненного художественным и историко-культурным ценностям, разрушения музеев, высших учебных заведений, библиотек, театров и других учреждений культуры.
ЧГК имело право поручить компетентным органам расследование, опрос свидетелей и потерпевших, сбор показаний и данных по фактам зверств, грабежей, разрушений и других преступных действий. Органам государственной власти поручалось оказывать всевозможную помощь и содействие в работе комиссии. Совету Народных Комиссаров СССР поручалось утверждение Положения о ЧГК.
5 марта 1943 года Постановлением Политбюро ВКП(б) было принято решение создать республиканские, краевые и областные комиссии ЧГК. Вместе с Постановлением был утвержден проект Положения ЧКГ с описанием целей и задач, которые она должна была выполнять.
Работа комиссии регулировалась также принятой 7 мая 1943 года Инструкцией СНК СССР «О порядке установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников». Она предписывала расследовать преступления немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в районах боевых действий и на территориях, находившихся под контролем оккупационных сил, где не была должным образом восстановлена работа советских органов власти, командным составом Красной Армии при участии военных врачей и в случае необходимости — следственными органами.
Документальные материалы, предоставленные членами ЧГК, свидетельствовали о фактах убийств мирных граждан (женщин, детей и людей преклонного возраста), увода советских граждан в немецкое рабство, пыток, истязаний и убийств пленных, больных и раненных советских военнослужащих. Эти факты устанавливались актами на основании заявлений советских граждан, опросов потерпевших, свидетельских показаний, врачебной экспертизы и осмотра мест, в котором совершалось то или иное злодеяние. Акты подписывались всеми ответственными лицами, которые принимали участие в их составлении. К актам комиссии прилагались все собранные в ходе расследования материалы.
Для организации работы по установлению ущерба и расследования фактов немецких преступлений на территории г. Могилева и Могилевской области на основании решения Могилевского обкома КП(б)Б от 5 декабря 1943 года была создана Могилевская областная комиссия содействия в работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний и учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками. В состав Могилевской областной комиссии вошли: председатель комиссии — первый секретарь Могилевского областного комитета КП(б)Б Иван Николаевич Макаров, заместитель председателя — председатель Могилевского областного исполнительного комитета Иосиф Митрофанович Кардович, члены комиссии — Н.С. Гредасов (до 18.09.1944 года), начальник областного управления НКВД Ермолаев (с 18.09.1944 года), Е.И. Дроздова, Е.Ф. Реукова, на должность ответственного секретаря был выбран член областного комитета КП(б)Б Е.А. Гутько.
На первом заседании Могилевской областной комиссии состоявшимся 18 сентября 1944 года утверждены рабочие группы областной комиссии: руководитель группы по промышленности — Погосская, руководитель группы по колхозам — Банайло, руководитель группы по частным гражданам — Шапко, руководитель социально-бытовой группы — Кондратьева, руководитель группы по злодеяниям — Бендик.
На втором заседании комиссии 6 октября 1944 года оглашалась информация о проделанной работе по учету ущерба причиненном учреждениям народного образования области и по коммунальному хозяйству области.
17 ноября 1944 года состоялось третье заседание, на котором рассматривались вопросы о причиненном ущербе по социально-экономическим сферам жизни.
После освобождения от немецко-фашистской оккупации была составлена краткая сравнительная характеристика экономики Могилевского района на 1 января 1941 года и на 10 июля 1944 года.
Характеристика включала в себя: общие сведения, информацию о населении, промышленности, сельском хозяйстве, торговле, культуре, здравоохранении, коммунальному хозяйству, транспорту и связи.
Краткая экономическая характеристика района (города) составлялась районным или городским инспектором Центрального статистического управления, в случае его отсутствия — уполномоченным областного статистического управления. Такая работа должна была затронуть каждый административный район и город, находящийся в непосредственном подчинении областного исполнительного комитета или СНК республики.
Помощь областной комиссии по установлению ущерба и немецких злодеяний оказывали созданные на базах учреждений и предприятий комиссии содействия.
Собранные комиссией материалы и данные в дальнейшем вошедшие в состав Национального архивного фонда учреждения «Государственный архив Могилевской области», хранят важную информацию по теме Великой Отечественной войны. Исследователи при посещении архива могут проследить ход событий, произошедших в Могилеве и Могилевской области в этот период, узнать о жестоких последствиях, которые повлекла за собой Великая Отечественная война.
Ченский Вячеслав Олегович
архивист 2 квалификационной категории отдела научного
использования документов и
информации учреждения «Государственный архив Могилевской области»